История фестиваля

«Нужно все бережно хранить, чтобы видеть и понимать, какие изменения произошли, происходят и произойдут в архитектуре, в жизни. Нужно учиться делать обобщения, сравнения, выводы, чтобы развиваться и идти вперед»
Ю.П. Гнедовский, почетный президент СА России
 



Фестиваль «Зодчество» учрежден в 1992году. С самого начала перед фестивалем были поставлены самые широкие задачи, ведь фестиваль состоит не только из конкурсной программы, которая была и остается основой мероприятия. В орбиту фестивалей ежегодно включаются выставки и презентации, где демонстрируют свою продукцию крупные отечественные и зарубежные архитектурные организации, строители, производители конструкционных и отделочных материалов. Здесь происходит взаимообогащение, укрепляются связи архитекторов, строителей, технологов. В целом, первоначальный замысел фестиваля сохранился, постепенно совершенствуясь и оттачиваясь по форме.

Обычно фестивали проходили в Центральном доме архитектора, Выставочном центре Москомархитектуры, Московском архитектурном институте, Государственном научно-исследовательском музее архитектуры и других площадках столицы, привлекая на только специалистов, но и широкую общественность. Фестивали освещает пресса, радио, телевидение.

Первый российский архитектурный фестиваль «Зодчество-93» прошел 26-30 октября 1993г. На Смотр лучших архитектурных произведений представлено 68 работ из 12 городов. В павильонах РОССТРОЙЭКСПО на Фрунзенской набережной к фестивалю были приурочены выставки международных фирм. При торжественном открытии фестиваля его участники и гости услышали приветствия президента РФ Б. Ельцина, председателя правительства России В. Черномырдина, мэра Москвы Ю. Лужкова и др. представителей общественных и государственных структур, что сразу повысило статус мероприятия. Главным мероприятием фестиваля был Смотр лучших архитектурных произведений 1992-1993гг. С особым вниманием формировался состав жюри конкурсов из ведущих мастеров архитектуры, крупных ученых. В последующих фестивалях в состав жюри включались лауреаты предыдущих. Жюри первого Смотра возглавлял действительный член РААСН В. Егерев. Дипломов Iстепени и денежных премий были удостоены авторы десяти проектов и одной постройки. Лауреаты конкурса молодых архитекторов получили рекомендации для приема в члены Союза архитекторов. Конкурс на лучшую книгу и лучшую статью об архитектуре и архитекторах собрал 30 книг и 15 статей. Впервые проводился конкурс видео и кинофильмов по архитектуре, который с тех пор стал традиционным. С участниками и гостями фестиваля встретились члены Архитектурного Совета Европы, руководители МСА. Был принят «Меморандум соглашения о профессиональном партнерстве между членами архитектурной профессии в Европейском сообществе и на территории Российской Федерации». Насыщенный самой разнообразной профессиональной информацией, встречами, творческим общением, Первый фестиваль продемонстрировал целесообразность подобной организации этого коллективного действа.

Регулярно с нарастающим интересом проходили последующие Российские архитектурные фестивали. Количество представленных работ постоянно возрастал. При этом процент построенных объектов увеличивался. Круг участников фестиваля охватила все регионы России.

Постепенно главная идея фестиваля – демонстрация архитектурных достижений - стала распространяться по всей России, в результате чего возникли замечательные региональные выставочные мероприятия как «Дальневосточное Зодчество» в Хабаровске, «Зодчество Восточной Сибири» в Иркутске, «Зодчество Черноземья» в Воронеже, «Рука мастера» в Екатеринбурге, «Золотая капитель» в Новосибирске, по итогам которых лучшие работы экспонировались на осеннем фестивале в Москве.

  В 2001 г фестиваль получил статус международного. В этом же году была учреждена главная награда фестиваля – Национальная премия в области архитектуры «Хрустальный Дедал», которая остается на сегодняшний день самой почетной наградой в архитектурном сообществе. Высокий статус награды подтверждается ее вручением только в номинации «Постройки».

«Зодчество-94» проходил в залах Центрального Дома архитектора, Московского архитектурного института, Выставочного центра Москомархиетктуры, Научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, в павильонах Росстройэкспо на Фрунзенской набережной. На смотр-конкурс лучших архитектурных произведений были присланы 35 построек и 127 проектов.

Третий Всероссийский фестиваль архитектуры «Зодчество-95» вылился в широкое празднество, которое началось с открытия международной коммерческой выставки «Стройиндустрия. Архитектура-95» в павильоне «Форум» Выставочного комплекса на Краснопресненской набережной реки Москвы и завершился в Центральном доме архитектора. В архитектурном плане продолжаются тенденции отхода от типового проектирования, на смену идут сочная пластика объемом, выразительные силуэты.

1996г. На Смотр лучших архитектурных произведений представлено 212 работ из России, а также из Бреста, Минска (Беларусь), Вильнюса(Литва), Югославии, из них постройки -92, проекты -120. На Смотр конкурса молодых архитекторов представлены работы 38 архитекторов и 16 студентов.

Пятый российский фестиваль «Зодчество-97» проходил в дни празднования 850-летия Москвы и был включен в перечень официальных мероприятий. СА России совместно с ЗАО «Экспоцентр»  при поддержке мэрии и Правительства Москвы выступил организатором  международных выставок «Экспогород-97» и «Стройиндустрия. Архитектура-97». Впервые СА России сформировал экспозицию около 3000 квадратных метров. В приветственном слове к участникам фестиваля Ю.ПГнедовский отметил: «…С оживлением экономики страны к нам хлынут не только зарубежные подрядчики и поставщики материалов. К нам явятся в качестве наставников наши зарубежные коллеги, имеющие огромный опыт в менеджменте, в знании технологии проектирования и строительства. Мы должны быть готовыми к конкурентной борьбе и сохранению того, что называется «культурная идентичность», архитектура должна развиваться в традициях великой культуры России…»

С 7-11 сентября 1998 года в Москве состоялся шестой Российский Фестиваль «Зодчество-98». На смотр лучших произведений было представлено 173 работы из России, а также из Казахстана и Белоруссии, из них 82 постройки и 91 проект. Дипломами первой степени в разделе "Постройки" были награждены: Мастерская М.Филиппова за "Государственный еврейский театр" и МНИИП за "Административное здание в Б. Гнездниковском переулке".

Седьмой Российский фестиваль «Зодчество-99» прошел с 6 по 10 сентября 1999 года. На смотр лучших произведений было представлено 202 работы из 52 городов России, из них 100 построек и 102 проекта. Гран-при и Дипломом Первой степени Фестиваля награждены архитекторы: М.А. Рейнберг и А.Г. Шаров за "Многофункциональный комплекс по М.Дворянской улице в Санкт-Петербурге".

«Зодчество-2000» совпало с празднованием Всемирного дня архитектуры, в котором приняли участие многочисленные зарубежные гости. Тогда впервые в Манеже состоялась выставка «Архитектура России. Итоги тысячелетия».В выставке участвовали 1200 делегатов V Съезда Архитекторов России, руководители частных архитектурных мастерских и дизайн-студий, работающие во всех регионах России. Кроме того, были представлены ведущие профильные издания, а также организации, занимающиеся разработкой и реализацией перспективных строительных проектов, крупнейшие инвестиционные компании.

Тема фестиваля «Зодчество-2001» была отражена выставкой «Социальная миссия архитектуры». Основная ее цель - привлечение широкого общественного внимания к объектам социально-культурной сферы, а также оказание государственной помощи в финансировании строительства по лучшим проектам. Приветствуя фестиваль от имени правительства столицы, первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова обратила внимание архитекторов, работающих в Москве, на необходимость сохранения неповторимого облика города.Отличие этого года заключалась в том, что выставка проходила не в Союзе архитекторов, а в Большом Манеже и  была она в пять раз больше.


В октябре 2002 г., в Москве состоялся Десятый международный фестиваль «Зодчество-2002». Как и в предыдущие годы, было сформировано несколько номинационных жюри, а окончательное утверждение отмеченных работ проводило Большое жюри под председательством Президента Союза архитекторов России Ю. П. Гнедовского с участием видных российских и зарубежных деятелей культуры и искусства. Оргкомитет фестиваля по экономическим соображениям решил уменьшить количество присуждаемых главных призов. Поэтому высшей национальной премией по архитектуре – «Хрустальный Дедал» – были награждены 4 творческих коллектива по номинациям: «Постройки», «Архитектура и туризм», «Архитектура и бизнес», «Детское творчество», а также персонально архитектор Ф. А. Новиков за многолетний вклад в архитектуру России и идею проведения фестивалей архитектуры. 

«Зодчество 2003» открыло ряд новых имен, кто-то из них пусть и не удостоился фестивальных наград, однако обратил на себя общественное внимание.Из московских проектных фирм это «АРХИНЖ», «Леонардопроект», «Сити Арх». Настоящая выставка выгодно отличалась от предыдущих фестивальных экспозиций прежде всего полноправным присутствием градостроительных материалов.


В 2004 году фестиваль открылся на площадке павильона №70 ВВЦ под девизом «Архитектура- диалог культур». Параллельно с «Зодчеством» проходила выставка ритуальной направленности «Некрополь — 2004», чем и многим запомнился фестиваль этого года.

          

13-ый фестиваль «Зодчество-2005», проходящего под девизом «Архитектура и общество», знаменателен тем, что проходит в восстановленном и обновленном после пожара «Манеж».

В 2006г фестиваль состоялся традиционно в «Манеже» под девизом «Новой России-15 лет». Среди почетных гостей фестиваля – вице-президент МСА Мартин Драховский, Президент МАА Георги Стоилов, Президент МАСА (СНГ) СерикРустамбеков.


Девиз Хфестиваля 2007г – «Национальные проекты России». В Программе фестиваля - экспозиция современной китайской архитектуры, приуроченаая к году Китая в России, презентация программы «Сочи- столица- зимних олимпийских игр 2014г.»

Фестиваль «Зодчество-2008» проходит подевизом «Исторический город и новая архитектура».


В 2009 была учреждена должность «куратор фестиваля», на которую был избран Юрий Аввакумов. («…Раньше на «Зодчестве» происходило некое действо, которое можно описать словами «базар-вокзал»: широкая ярмарка, только вместо товаров - проекты, разноцветные шарики под потолком и кубанские пляски на сцене. Мы отменили пляски, заменили «лавочную» систему павильонной, убрали декоративную мишуру, каждый фестиваль стал предварять кураторский манифест. На первом обновлённом фестивале состоялся конкурс кураторов, который выиграл Сергей Чобан, впоследствии представлявший Россию на XII Венецианской биеннале. Мы учредили премию В. Татлина, ею награждается лучший проект...»)

Он предложил тему «Индекс устойчивости» остроумно сыграв на многозначности этого слова. Здесь прочитывался и слоган, предложенный для года Международным союзом архитекторов: «Энергия архитекторов против глобального кризиса» (Architect’senergyversusglobalcrisis),и западный тренд sustainability (экологическая устойчивость), который в России может способствовать его утверждению в стране.


Лозунг Владимира Татлина 1923 года «Не к новому, не к старому, а к нужному» - девиз фестиваля «Зодчество-2010». «…Нужное в архитектуре - как необходимое и достаточное в логике, обуславливается желанием заказчика и возможностью архитектора. У заказчика есть свои границы возможностей, как и у архитекторов - пределы амбиций…»


В 2011 году куратором третий раз подряд являлся Юрий Аввакумов, который организовывал «Зодчество» по павильонному принципу, и экспозиции, сгруппированные по 12 матерчатым «кубикам». Тема 2011 года - «Русская архитектура», которая оказалась неожиданно актуальной в связи с переходом на строительные еврокоды.


Тема юбилейного 20 фестиваля - «Новое» - задана куратором Андреем Черниховым. В числе выставок «Зодчество-2012» традиционная экспозиция конкурсных работ и кураторские проекты: «Фестиваль фестивалей», «Советский модернизм», «Альтернативный квартал», «Вызов времени», «Русское идентичное». В этом же году также была представлена экспозиция «Большая Москва» с конкурсными проектами по развитию новых территорий и проведено торжественное награждение победителей конкурса. Инновационный центр «Сколково» показал «Гиперкуб» архитектора Бориса Бернаскони, а Фонд РЖС - работы третьего открытого публичного градостроительного конкурса.


В 2013 году куратор Фестиваля «Зодчество» – директор Государственного музея архитектуры им. Щусева Ирина Коробьина – определила тему фестиваля как «Национальный ландшафт».  Тема фестиваля нашла свое воплощение в экспозиции, представленной работами молодых архитекторов: бюро «Архигрупп», «Керимов и партнеры», «Мегабудка», «Ruetemple» и Антона Иванова.  На время фестиваля Гостиный Двор превратился в лужайку, на которой молодые архитекторы представили свое видение национального ландшафта. Архитекторы приняли вызов «Зодчества» воплотить идею национального ландшафта в объеме 2х2х2,5 м.

Тема Фестиваля «Зодчество-2014» «Актуальное Идентичное». Посвящается 100-летию Русского Авангарда была предложена экспертным советом в составе Андрея Бокова, Александра Скокана, Михаила Хазанова, Георгия Солопова, Никиты Токарева, Наринэ Тютчевой, Андрея и Никиты Асадовых, Веры Бутко. Заявленная тема ставила ряд сложных и, на первый взгляд, неразрешимых вопросов. Однако с помощью серии кураторских спецпроектов на эти вопросы удалось дать неожиданно емкий и многослойный ответ. Авангард предстал перед посетителями как носитель живой, «начальной» традиции, питающей душу народа. Каждый новый авангард, а их в русской истории, оказывается, было немало, очищал и оживлял традицию, привнося новые смыслы в культуру и общество. По сути, все спецпроекты вращались вокруг смыслов, заключенных в архитектуре различных эпох, вокруг того, как она отвечала на запросы своего времени. 


Фестиваль «Зодчество-2015» – «Новые индустрии. Позитивные практики развития городов». Задача фестиваля «Зодчество-2015» — найти и показать успешные примеры развития, предлагаемые с помощью современной и качественной архитектуры. Главная экспозиция – «Кейсы в кейсах» - коллекция проектов, демонстрирующая, как архитектура «спасает» территорию, например, заброшенную промышленную зону. Один из самых громких и запоминающихся спецпроектов фестиваля – «Анатомия города». Ее куратор, архитектор Илья Заливухин, представил мегаполис как живой организм, в котором есть все - от костей до души. Задумка простая: существует некий базис, он же транспортный каркас, он же - скелет города, на который «нанизывается» остальная инфраструктура.


С 14 по 20 октября 2016 года Союз архитекторов России провел Международный Фестиваль «Зодчество-2016» на территории бывшей текстильной фабрики «Трёхгорная мануфактура». Тема прошлого года, как реновация территорий с помощью архитектуры и новых индустрий нашла своё развитие и практическую реализацию на площадке Фестиваля этого года, который стал реальным инструментом формирования городских пространств. Одна из центральных тем — стратегия развития территории Трёхгорной Мануфактуры и возможных форматов «короткого» девелопмента в виде серии общественных пространств. На «Зодчестве 2016» архитектурное бюро «Рождественка» представило материалы исследовательской и проектной работ, а также макет и видео будущего пространства «Трехгорной Мануфактуры».

x