О фестивале

Кураторская программа

Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Деловая программа
            [LINK] => /festival/schedule/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => Кураторская программа
            [LINK] => /festival/curators/
            [SELECTED] => 1
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)
Проект Куратора "Зодчество 2020" «СУМАСШЕДШИЕ КОРАБЛИ»

Эдуард Кубенский, архитектор, главный редактор издательства TATLIN, член Союза архитекторов России

Проект вдохновлен идеей архитектора Луиса Кана, о которой рассказано на 51 минуте фильма «Мой архитектор», снятом его сыном Натаниэлем с целью разобраться в том, кем был его отец. Дурачась, Луис Кан с сыном придумывают «Сумасшедшие корабли». 
Луис Кан убежден основополагающее качество любого творчества — свобода. Художник должен быть свободен от всякого рода измов, от функции, материала и технологий. Он должен не подчиняться им, а использовать их для достижения высокой цели созидания. Жить сегодняшним днем, быть частью мгновения жизни — это и значит жить вечно. Обретение качества вечности по мнению архитектора достигается в процессе творчества как нераздельном акте, содержащем за раз всю полноту бытия.
Так случилось, что символом фестиваля «Зодчество 2020» стала обыкновенная одноразовая вилка. Вилка выбрана прозрачной, чтобы сохранить преемственность с темой фестиваля 2019 года «Прозрачность». Иллюстрацией кураторского манифеста стал «Корабль из вилок». Одноразовый столовый прибор благодаря свойству пластика долго разлагаться в естественной среде стал строительным элементом корабля (ковчега), дарующего вечную жизнь.
Вдохновленные фильмом и манифестом куратора фестиваля «Зодчество-2020» 40 российских архитекторов построили свои «Сумасшедшие корабли».

«ОДИНОЧНЫЙ ПИКЕТ»

Куратор: Эдуард Кубенский, архитектор, главный редактор издательства TATLIN, член Союза архитекторов России

Ежедневный перформанс, в рамках которого каждый желающий может сфотографироваться вместе с тем или иным высказыванием выдающихся архитекторов второй половины ХХ века, взятых из книг издательства TATLIN. Высказывания архитекторов обращены к самим архитекторам и касаются внутрицеховых проблем и вопросов, но вместе с тем касаются основ архитектуры. Всего на выставке представлено более 60 высказываний, напечатанных на листах фанеры 50 х 75 см.

«ЮРИЙ ВОЛЧОК: НАУЧНЫЕ СТАТЬИ»

Специальный проект посвящен Юрию Павловичу Волчку, выдающемуся ученому, преподавателю, теоретику
и историку архитектуры и градостроительства, безвременно ушедшему летом 2020 года. На экспозиции представлена некоторая часть из обширного ряда научных статей Юрия Павловича в виде электронного каталога, которые известны в научной среде и, без сомнения, будут интересны широкому кругу читателей.

Куратор: Дмитрий Михейкин, архитектор, с.н.с. НИИТИАГ, основатель архитектурного бюро НЛО

«СОЦИОПОЛИС»

Куратор: Симакова Вера, генеральный директор АНО «Благое дело»

Социополис — это социальный комплекс, работающий в поселке Верх-Нейвинский, Невьянского района, Свердловской области, жизнеустройство людей с различными особенностями в муниципалитете, который включает сопровождаемое проживание, ремесленные мастерские и творческие студии для подростков и взрослых людей с инвалидностью. Тут они изучают ремесла, находят работу по душе, участвуют в культурных проектах и создают открытое пространство для развития инклюзивной культуры в обществе. Проект задуман как альтернатива закрытым социальным учреждениям — детским домам, пансионатам и домам
для престарелых и инвалидов. Он дает полную свободу своим обитателям, которые реализовывают ее в творческих актах.

«МОСКВА В КВАДРАТЕ»

Нона Азнавурян, архитектор, директор школы «Старт», член Союза московских архитекторов, профессор МААМ; Татевик Сафразбекян, архитектор, директор школы «Старт», член Союза московских архитекторов, профессор МААМ; Наталья Марчук, архитектор, преподаватель школы «СТАРТ»; Эдуард Кубенский, архитектор, главный редактор издательства TATLIN, член Союза архитекторов России

Творческий вектор проекту задал известный российский художник Владимир Наседкин. Серия его картин ‘‘Google Earth’’ вдохновили кураторов проекта Нонну Азнавурян и Эдуарда Кубенского на создания масштабного проекта «Москва в квадрате», выполненного руками детей художественных школ и студий. Педагоги художественных школ получили от организатора исходные изображения размером 30 х 30 см с фрагментом контурного рисунка карты Москвы. Далее они раздали исходные изображения учащимся и поставили перед ними задачи в рамках методических программ учебных заведений. Каждый ребенок создал
свою независимую композицию, сохраняя контуры улиц и домов. Объединенные вместе работы составили единый многослойный рисунок генерального плана Москвы.

«СПОНТАННЫЙ ОРДЕР»

Кураторы: Сергей Малахов, архитектор, завкафедрой инновационного проектирования СамГТУ, доктор архитектуры, профессор; Евгения Репина, архитектор, профессор кафедры инновационного проектирования СамГТУ. При соавторстве: студенты 4 курса кафедры градо архитектурного факультета СамГТУ Анастасия Матвиенко, Алсу Махмудова, Дарья Пожидаева, Екатерина Сапунова, Ярослав Таразанов, Даниил Титов, Анастасия Яшкина

Весной река выносит на берег спутанные ветки, кору, иногда упаковки, утопленников, брошенные лодки, монеты и обручальные кольца — природный хаос. Природный хаос — русский ордер. Хаос в голове и на речном берегу. В русской душе нет ничего абсолютного. Есть только чувство ужаса и суеты вместо формы. Форма сохраняется только в теле кота и серебряной авторучки. Тротуар, гостиная, завтрак или футбол — слишком большие вещи, чтобы люди могли придать им форму. Зато форма возникает сама по себе, когда замысел созревает за пределами головы. Исторические задворки, промышленные руины, лаборатории
неудачников и заросшие разнотравьем луга — образцы само собой возникающей «русской формы». Иногда это помпезный храм с ракетами вместо колонн. Все маленькое и всего понемногу. Всего прекрасного «маленького» по всей России — бесконечное множество. Большой остается только сама Россия. Скромной целью проекта является переоценка бесконечного числа «маленьких вещей», получившихся на стыке между анонимной инициативой и профессией. Вопрос в том, как «увидеть и переоценить» эти вещи, то есть перевести их в уникальное и субъектное, а именно, в пространство культуры. «Как?» — это и есть сюжет проекта.

«БАШНЯ И ЛАБИРИНТ»

Автор: Александр Раппапорт, архитектор, теоретик архитектуры, архитектурный критик, искусствовед, член Союза архитекторов России Куратор: Эдуард Кубенский, архитектор, главный редактор издательства TATLIN, член Союза архитекторов России

Российский архитектор, теоретик архитектуры, архитектурный критик, искусствовед, член Союза архитекторов России Александра Гербертович Раппапорт с 2008 года ведет личный блог «Башня и лабиринт». Этот блог насчитывает уже почти 5000 постов, общий объем текстов составляет около 250 листов формата А4. Студенты Московской архитектурной школы собрали все тексты в одну ленту длиной 7,5 и километров и отправили ее на печать. Печать длится в течение трех дней фестиваля. Каждый желающий может взять часть ленты с текстами архитектора себе лично.

«АРХИТЕКТОР ДЖИМ ТОРОСЯН»

Куратор: Карен Бальян, архитектор, профессор, член-корреспондент Международной академии архитектуры

Путь постижения и выражение красоты стал философией творчества Джима Торосяна. Автор изысканных минималистских композиций, развивая концептуальные принципы модернизма, Джим Торосян создал собственный архитектурный язык — барочный модернизм, основу которого составила расцвеченная художественная форма традиционной армянской архитектуры, искусно соединенная со строгими геометрическими композициями модернизма. Большая часть представленных на выставке работ мастера относятся к позднему периоду его творчества.

«НАРКОМФИН. ZOOM»

Куратор: Алексей Гинзбург, координатор: Полина Лызлова (Ginzburg Architects) Авторский коллектив: Алексей Гинзбург (руководитель), Наталия Шилова, Мария Кузина, Ирина Тунина, Елизавета Щеголева, Мария Гуревич, Андрей Баранихин, Диана Рассказова, Елизавета Ковтунец, Екатерина Гурьянова, Ксения Медведева, Евгения Федоровская, Георгий Барханов

Лаконичный образ дома Наркомфина имеет обратную сторону – невероятную сложность структуры здания, огромное количество уникальных деталей, из которых он состоит. Главной особенностью реставрации стала независимая работа с каждым элементом: его исследование, консервация, реплики утраченных частей. Технология строительства Наркомфина была инновационной для своего времени. Технология реставрации должна была ей соответствовать и позволить сохранить аутентичность внутреннего устройства, анатомию Наркомфина.

«АД», «РАЙ» И «ТРЕПЕТ»

Кураторы: Николай Белоусов, Тотан Кузембаев, Владимир Кузьмин, при поддержке Игоря Козака

Инсталляции «Ад», «Рай» и «Трепет» являются составляющими средового оформления территории арт-отеля «Порт-Ольхон» для организации постановки «Божественной комедии» Данте в сентябре 2020 года в поселке Хужир, на острове Ольхон, на Байкале. «Ад» происходит и в современном мире. Горят леса, от чего страдают природа, животные, люди... Сгоревший на Хужире Рыбзавод, по сути, и был настоящим адом. Нам оставалось сделать лишь проход, портал, двигаясь по которому ты должен почувствовать всю безжалостную — «адскую» силу огня. Все использованные материалы — это сгоревшие стены цехов этого завода. «Стена Ольхона» или «Ящики Памяти» — элемент инсталляции «Рай», которая предполагается в дальнейшем как общественное пространство в виде кольцевого помоста —«сцены» и линейных «хоров», фоном для которых и является «Стена». Собранная из множества старых ящиков, сохранившихся на складе бывшего рыбзавода, «Стена-музей предполагает заполнение этих ящиков «артефактами», «бывшими вещами» — предметами и объектами, утратившими свою функцию, но сохранившими форму и материал. Эти объекты собираются здесь же — на месте сгоревшего рыбзавода, в посёлке, на пристани — участниками арт-резиденций, гостями арт-отеля и жителями посёлка. «Трепет» — знак входа, границы... Это и скамья, и подиум, и ограда, и трибуна, и помост... Колеблющиеся на ветру вертикали досок, укрепленные в горизонте мощного досчатого же основания, реагируют на малейшее движение воздуха, они живут, они звучат, они трепещут.. Они — переход из «внешнего мира» в мир образов и символов...«...Нельзя сохранить прошлое , порою нельзя сохранить ничего кроме памяти, да и сама память, увы — конечна...Но можно сохранить образ Былого, его материальный след и через художественную интерпретацию перенести его во времени...» Шаман КуКуКоБе

«ИДЕНТИЧНОСТЬ В ТИПОВОМ»

Кураторы: Алексей Боев и Дарья Наугольнова, бюро Visota (Нидерланды) Координатор: Елена Петухова, Союз московских архитекторов

Сформировавшаяся более 100 лет назад система домов культуры в России в настоящее время находится в упадке, особенно сильно ощущающемся в регионах. ДК не предлагает услуг и сервисов, востребованных молодежью и людьми среднего возраста. Из-за недостаточного финансирования и неэффективного использования ресурсов здания ДК ветшают и теряют привлекательность для потенциальных пользователей. ДК перестают выполнять изначальную роль общедоступных центров культуры и образования. Проект «Идентичность в типовом», реализуемый командой, в состав которой входят архитекторы, дизайнеры, историки, социологи и аналитики, объединяет историю создания и развития системы домов культуры в России с современным мировым опытом и методами реконструкции наследия XX века и функционального перепрограммирования для выработки методики возрождения отдельных домов культуры, включающей реновацию и ребрендинг с акцентом на выявление идентичности исторического здания, а также формирование на их основе полноценно действующей системы социально-культурных и образовательных центров

.

«КРАСНАЯ КНИГА АРХНАДЗОРА»

Кураторы: Мария Коробова, координатор Общественного движения «Архнадзор»; Рустам Рахматуллин, писатель, москвовед, автор и ведущий телевизионных программ, координатор Общественного движения «Архнадзор», программный директор Школы наследия (Москва

Красная книга Архнадзора — электронная книга угроз культурному наследию Москвы, доступная на сайте Общественного движения «Архнадзор». В ней уже более 300 адресов, и она обновляется в ежедневном режиме. Авторами, редакторами, фотографами и дизайнерами книги являются активисты Движения. В Красной книге представлены как статусные памятники, так и ожидающие отнесения к реестру, и объекты историко-градостроительной среды, в том числе несправедливо лишенные охраны. Они представлены в четырех номинациях: «Угроза сноса», «Угроза реконструкции», «Запустение», «Ветхость». На выставке представляется печатная версия электронного каталога.

‘‘INNOFOREST’’

Куратор: Владислав Савинкин, доцент МАрхИ, заведующий кафедрой архитектурной среды и дизайна Института бизнеса и дизайна, проектная группа «Поле-Дизайн»

Экспозиция фиксирует мощную фундаментальную базу профессорско-преподавательского состава Института бизнеса, выраженную в открытом со всех сторон стилобате высотой 600 мм (индивидуальный монтаж). Из него, как деревья в лесу, вырастает молодое поколение архитекторов-дизайнеров, которое олицетворяют многочисленные прозрачные четырехметровые тубусы, свободно расставленные по подиуму. Лавируя между ними и вглядываясь в миниатюрные изображения по линии горизонта, посетители знакомятся с разнообразными процессами, проектами и реализациями, протекающими в учебной среде кафедры под руководством Влада Савинкина. На периметральных ступенях можно пообщаться с сотрудниками и студентами ВУЗа, посмотреть вокруг и внутрь, замереть и осознать увиденное.

«SPACE НЕРУКОТВОРНЫЙ 2005–2020»

Куратор: Дмитрий Михейкин, архитектор, с.н.с. НИИТИАГ, основатель архитектурного бюро НЛО.

Экспозиция приурочена к 15-летию проекта. Идея возникла в 2005 году, а в 2008-м проект единственный раз экспонировался. Проект представлял собой спонтанную реакцию на строительные бумы в Москве, в частности 2000-х, и сопутствующие им сносы, в целом на историческую цикличность данных явлений, а также внезапность и непредсказуемость их последствий, которые каждый раз безвозвратно разрушали характерные черты и историческую многослойность городской ткани. «Space Нерукотворный» объединяет в себе четыре проекта, которые применимы после планируемого или гипотетически возможного сноса зданий на четырех значимых площадках в самом сердце Москвы, а именно: гостиница «Москва» и Манежная площадь — «Заливные луга», гостиница «Россия» — «Русское поле», Кремлевский Дворец Съездов — «Дремучий лес», Храм Христа Спасителя — «Space Нерукотворный». Основной метод проектирования — ультра средовой подход или ноль-консервация: возвращение пространства в состояние до возникновения любой близкой к архитектурной деятельности; абсолютное обнуление культурного слоя с реконструкцией естественной среды, в той или иной степени апеллирующей к ментальным образам.

«ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ»

Кураторы: Евгений Волков, архитектор, руководитель R1 Lab; Ян Кожан, директор «Агентства развития Сысерти», руководитель проекта «Лето на Заводе»

Металлургические заводы дали жизнь уральским городам, сформировав особый уклад уральской жизни, который с подачи А. Иванова мы теперь называем «горнозаводской
цивилизацией». К XXI веку металлургическое производство осталось далеко не во всех городах, но сами города продолжают жить. Могут ли новые функции и процессы на старых заводах не только помочь сохранить наследие, но и стать новым смыслом городской жизни? Может ли креатив стать «новым железом»? Выставочный проект позволяет погрузиться в контекст индустриального наследия Урала, ознакомиться с проектом оживления завода Турчаниновых-Соломирских в Сысерти в виде креативного кластера, который имеет амбицию стать флагманским проектом переосмысления промышленного наследия на Урале, и оценить предпринятые шаги к реализации этого проекта.

«ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА»

Архитектурное бюро ASADOV При поддержке Союза архитекторов России и Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики; Кураторы: Елена Петухова, Союз московских архитекторов; Андрей и Никита Асадовы, «Архитектурное бюро Асадова»

В 1959 году молодые архитекторы Александр и Елизавета Шипковы поехали на работу в заполярный Норильск. Север стал для молодых специалистов источником вдохновенного творчества. Уже первые самостоятельные проекты уникальных многофункциональных комплексов, которые Шипковы назвали полярами, привлекли самое широкое внимание. Поляры получили множество медалей на российских и международных выставках. Три проекта Шипковых были опубликованы в журнале ‘‘L’architecture d’aujourd’hui’’, целиком посвященном заполярной архитектуре. Это стало началом мирового признания русского пути к архитектуре Севера. Изучение и создание проектов для заполярья стало для Александра и Елизаветы Шипковых не просто путем на север, а дорогой к большой профессиональной мечте, реализации которой они посвятили свою жизнь. Выставка «Вечная мерзлота» представляет основные вехи этой дороги

.

«КАЛУГА–МАРС...»

Куратор: Алексей Комов, архитектор, главный архитектор Калуги, член Союза архитекторов России

Зодчество – не просто искусство, это культурный код цивилизации, по которому прочитывается история. Быть фундаментом и связывать реальность с будущим может только архитектура. Нельзя сводить суть профессии к умению расставлять квадратики на генплане, либо рисовать фирменный стиль. Для меня как представителя художественной
династии более всего важна суть русского зодчества, как национального искусства.
Проект «Калуга–Марс...» на примере русского города Калуги, столицы целого региона в центральной России «берёт на борт» принципиальный набор своей самобытности. Элементарные частицы из которых состоит творческий геном древнего русского города, устремленного в вечный космос и который отметит в будущем году 650-летний юбилей.
Экспозиция представлена макетами и скульптурами, центральным арт-объектом экспозитором, а также графическим материалом, иллюстрирующим концепцию проекта «Калуга–Марс...»

«МУЗЕИ — КЛАДБИЩА ИСКУССТВА»

Куратор: Юрий Аввакумов, архитектор, художник, действительный член РАХ

Вещи без контекста — основа любого музея — напоминают ему кладбища. А кладбища должны бы напоминать музеи. И они это успешно делают, иногда на века опережая музейные устройства сегодняшнего дня, как средневековые погосты, в которых кроме захоронений процветала разнообразная торговля, включая торговлю телом. Церковь с кладбищем в средние века была культурным центром досуга и отдыха как для горожан, так и для паломников. Сейчас на эту роль претендует музей. Музейная экспозиция часто походит на кладбищенскую: урны в колумбариях расположены как картины на стене, то есть рядами и шпалерами. В каких-то музейных залах экспонаты громоздятся тесно, как на еврейском кладбище в Праге, а в каких-то можно блуждать, как на просторах Лесного кладбища Гуннара Асплунда. И пока наиболее известные культурные и государственные деятели собираются в почетные некрополи, рядовые культурные артефакты убираются в депозитарии. Дигитализация мертвого тела и музейного экспоната происходит одновременно с развитием компьютерных технологий. Иммерсивная практика включается как в погребальный обряд, так и в музейную экспозицию. И музей, и кладбище связаны с идеей бессмертия. И те, и другие бесконечно продлевают
жизнь своим подзащитным тогда, когда она уже кончена. Если кладбища репрезентируют мир подземный, то музеи — мир небесный. Ничто другое люди не хранят с большим почтением, чем память — о себе в мире и о мире в себе.