Новости

Интервью куратора фестиваля «Зодчество 2021» Алексея Комова

komov.jpg
Тема фестиваля - «Истина». Что вы вкладываете в понятие Истины и почему остановили свой выбор на этой теме? Что для вас Истина в архитектурном контексте?

Мне кажется, после Вечности, темы прошлого фестиваля, тема Истина абсолютно логична. Есть притча о том, что Истина — это зеркало, которое выпало из рук Господа и разбилось вдребезги. Каждый теперь — обладатель его осколка.
Настало время собрать этот пазл. Каждый из нас — осколок большого проекта. Но мы разучились говорить, разучились коммуницировать, разучились делиться эмоциями и опытом. Мы живем в эпоху тотальной постправды.
В наше время, когда самобытность абсолютно нивелирована с точки зрения времени, пространства и любого континуума, именно сейчас мы должны обрести «почву под ногами». Это необходимо для того, чтобы сделать шаг в тревожное завтра.
Мы должны понять за что держаться в абсолютно новой реальности, в которой уже живут наши дети. Они давно внутри новейшей парадигмы. Для них наши айфоны — это не коммуникаторы, это как ложка или вилка, как часть быта. Для них информация важнее знаний.
А для меня Истина — это та метрика и совокупность нюансов, которые делают архитектуру визуальным языком времени, по которому можно определить следы той или иной цивилизации.
Я предлагаю говорить о тех процессах, которые разъединяют как общество, так и наш архитектурный социум, потому что архитектура стремительно «сползла» в утилитарный сервис, где нет самого главного — созидательного начала. Я хочу найти точки опоры, которые если не мобилизуют сообщество, то хотя бы заставят признаться себе, кем мы на данный момент все и каждый являемся.
Я предлагаю поговорить о современной архитектуре и архитекторах нашей страны в контексте исторического потока. И верю, что доктрина Истины станет тем лекарством, которое сделает нас если не сильнее, то немного честнее точно.
Потому что это наше пространство, мы придумали матрицу. Но забыли об этом, забыли, что архитектор — это тот человек, который знает, что было, что есть и что будет. Он — хранитель матрицы, хранитель ключей, хранитель Истины.

Расскажите, пожалуйста, как тема будет отражена в спецпроектах и в самой экспозиции.

Все заявленное в программе будет актуализироваться экспозицией, увязанной с концепцией застройки фестиваля, с геометрией пространства и конкретными участниками. Касательно них могу сказать, что на текущий момент уже есть много желающих принять участие.
Мой кураторский проект — Алтарь Архитектурной Правды — базируется на идее собрать представления о том, что такое архитектура сегодня. Также в этом году достаточно много юбилеев. Например, 60-летие полета в космос, 800-летие Нижнему Новгороду, 650-летие Калуге и т.д.
Я хочу обратить внимание на реальные достижения регионов России. Это необходимо для того, чтобы поддержать интеллектуальный каркас страны. «Зодчество» — это наше ежегодное «архитектурное ВДНХ». Следующий момент — это, конечно, национальный смотр проектов, которые подаются в рамках фестиваля (Хрустальный Дедал и премия Татлин). Это достижение для каждого архитектора — профессиональная планка, на которую ориентируется сообщество.

Как тема архитектуры связана с космосом?

Я считаю символичным поднять тему Истины именно в год 60-летия полета Гагарина в космос — последнего высшего достижения человеческого разума с точки зрения наглядной визуальной артикуляции образа будущего. И не просто поговорить про узкие нормативы конкретной профессии, но и выйти за пределы утилитарного.
Напомнить, что Юрий Гагарин был нашим соотечественником, а формулы полета в космос были открыты великим ученым Константином Эдуардовичем Циолковским, чье имя носит «парфенон» советского модернизма и храм русского космизма — Государственный музей истории космонавтики в Калуге.
Я привожу в пример Калугу не только потому, что я главный архитектор этого города, а потому что это действительно уникальный музей, возведенный не постфактум, а одновременно с космическим проектом, как неотделимая его часть.
Элементы советского наследия не менее современны, чем нововведения, которые оказываются хорошо забытым старым, выкинутым с корабля истории. Мы должны быть уважительны к себе и не забывать о том, что именно мы придумали локомотив современной культуры, именно мы придумали русский авангард, мы — наследники Истины. Если будем оперировать этим, то нас сложно будет обмануть «стеклянными бусами», спрятав свою некомпетентность за псевдознаниями.

«Зодчество» с точки зрения куратора — это своего рода высказывание через реализацию собственной концепции. Расскажите о вашей.

Тема заявлена и ее нужно пронести как фонарь, который не слепит, не выжигает, а освещает и служит объединяющим ореолом. Я хочу, чтобы тема «Истина» стала не жёсткой рамкой, а гибким обрамлением; чтобы она помогала участникам и была интересна гостям. К тому же необходимо понимать, что это не последнее «Зодчество», что после «Истины» будут и другие темы, другие кураторы. Очень важно, чтобы у фестиваля была определенная преемственность.
Я заметил, что запоминаются те «Зодчества», где есть очень понятная артикулированная тема, которая поддержана экспозицией, и программа, внутри которой мог бы сориентироваться любой человек. Поэтому в качестве спикеров у нас будут не только архитекторы, но и широкий круг экспертов, лидеров мнений, профессионалов и учёных, связанных с визуальной культурой и средой.
Также мне кажется очень важным помимо Министерства строительства привлечь Министерство культуры, потому что архитектура — это квинтэссенция культуры, а не просто решение жилищного вопроса.

Ранее вы много работали с молодыми архитекторами. Планируете ли вы привлекать молодых специалистов для участия в «Зодчестве»?

Вы правы, это вообще моя любимая тема, не уступающая по значимости региональной. Но молодежь тоже бывает разная: зуммеры отличаются от миллениалов, 20-летние от 30-летних. Благо сегодня в Союзе архитекторов есть хороший фундамент для привлечения молодых специалистов, а сам процесс отточен на других мероприятиях.
Членство в Союзе не приносит больших денег, не открывает перед тобой золотые сундуки. Союз архитекторов — это историческая принадлежность к кругу мастеров, которая дарит не только членский билет, но и статус, который был у Щусева, Бархина, Павлова, у всех легенд, на которых зиждется наша архитектурная традиция. Для меня СА — тот интеллектуальный каркас, который скрепляет нашу страну. В какой бы город я ни приехал, особенно в региональные центры, я общаюсь и с главным архитектором, и с председателем СА.

Алексей, расскажите, что вас сподвигло стать куратором фестиваля и какая цель перед вами стоит?

Во-первых, я уже очень давно взаимодействую с фестивалем. Впервые я принял участие в «Зодчестве» в 2014 году, когда кураторами были братья Асадовы, а темой — «Актуальное/Идентичное». С тех пор я ежегодно участвую в фестивале.
Во-вторых, я прекрасно понимаю механику. Задача куратора — примерить на себя роль охотника и собирателя, который сможет пройти между Сциллой и Харибдой. В сущности, это история продюсирования с одной стороны тех, кто хочет участвовать, а с другой стороны тех, кого ты считаешь необходимым привлечь к участию. И мне приятно осознавать, что я первый куратор «Зодчества», являющийся главным архитектором, чиновником, замглавой администрации столицы целого региона, потому что только человек, который знает административную механику может без потерь осилить весь процесс.
«Зодчество» — это тоже своего рода регион, и я считаю себя не столько его куратором, сколько главным архитектором. А это, в свою очередь, — всегда большая работа, где самое главное — результат. Результат будет в ноябре, а пока я приглашаю своих коллег, представителей регионов и будущих участников постараться сформулировать, что для них Истина в архитектуре, а что Истина для самих себя.
Пока мы не найдем в себе осколок того большого зеркала, мы не сможем собрать пазл. А мне бы хотелось склеить это зеркало.

Алексей, в роли главного архитектора города Вы уделяете большое внимание защите культурного наследия. Это тоже своего рода борьба за истину?

У нас всё связанное с культурным наследием и экологией — это очень токсичные темы, являющиеся большим полем для спекуляции — политической, социальной, любой. Крайне зыбкая история, которая нуждается в Истине. Она как никогда нужна, потому что количество псевдознатоков со «своей правдой» сейчас зашкаливает. В графоманском море агрессивного беззакония, которое сейчас повсеместно транслируется, не стоит забывать о том, что мы сами творцы своего счастья, как и своих кошмаров.
Пока мы не наведём порядок на своё же поле, нельзя рассуждать ни о каком благоустройстве, большом стиле или крупной градостроительной теме. Настало время отделить зерна от плевел! И, безусловно, наследие, теория, история архитектуры нуждаются в жёсткой артикуляции. Это наука, а не кружок по интересам.

Опишите «Зодчество» в пяти словах.

Истина, Качество, Актуальность, Идентичность, Будущее. Настала пора менять мир! Пора вернуть архитектуру архитекторам!